ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~


Школа – центр бесплатного дополнительного образования в микрорайоне.
В нашей школе, система дополнительного образования располагает большой сетью кружков и секций, что позволяет удовлетворить разносторонние интересы школьников и желания родителей: баскетбол, волейбол, футбол, теннис, шахматы, хореография, аэробика, ориентирование, основы православной культуры, ВИА «Надежда». А так же на базе школы работают: Детская музыкальная школа №3.

БОЛЕЕ 17 ЛЕТ СОШ №16 и ДМШ №3 г. СЕРПУХОВА СВЯЗЫВАЕТ ТВОРЧЕСКИЙ СОЮЗ.


Начало ему положил в 1996 году Договор о сотрудничестве двух школ. На базе СОШ №16 за это время были созданы старший и младший хоровые коллективы,фольклорный ансамбль «Вербушки»,
ансамбль ложкарей, открыты классы фортепиано, народных инструментов (гитара, домра, балалайка, баян и аккордеон)

духовых инструментов (флейта и саксофон), в 2003 году - класс синтезатора.
Учащиеся школы получают дополнительное образование по классу струнных инструментов (скрипка, виолончель). В оркестре русских народных инструментов играют даже выпускники, окончившие школу.
В 2004 году состоялся первый выпуск учащихся музыкальной школы в стенах СОШ №16. Совместно проводимые областные и городские семинары по дополнительному образованию, открытые уроки координируют деятельность преподавателей двух школ. Учащиеся инструментальных классов становятся лауреатами и дипломантами областных, межзональных и городских конкурсов. Ведется активная концертная деятельность. Содружество общеобразовательной и музыкальной школ помогает решать проблему организации свободного времени, да и просто украшает жизнь школьников.

От станции юных техников кружки: «Народное творчество», технический кружок, ЮИД. От дома детства и юношества действует кружок «Художественное вязание». Они представляют совершенно разные направления: спортивное, эстетическое, прикладное, культурологическое, духовно-нравственное. Школа всегда стремилась к тому, чтобы спектр таких направлений культуры, искусства, спорта был как можно шире, количество объединений и охват детей в них, как можно больше. Обучающиеся, занимающиеся в кружках, более активны в общественной жизни, более коммуникабельны и лучше постигают основы многих наук. В нашей школе все учащиеся заняты в кружках и спортивных секциях.

Целью внеурочной деятельности в 1- 3 и 5 «А» классах является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. Запросы родителей - ориентация на работу во внеурочное время по укреплению здоровья детей, формированию здорового образа жизни. Рассмотрены ожидаемые результаты внеурочной деятельности, которые прописаны в ФГОС. Выявлялись оптимальные условия внедрения стандартов, применение современных технологий. Таким образом, включение ребенка в систему общешкольных дел воспитательной системы, изучение образовательных программ ВУД, использование ресурса учреждений дополнительного образования позволяют реализовать учебный план 1- 3 классов в части «Внеурочная деятельность» в объеме 10 часов в неделю, а в 5 «А» классе – 5 часов в неделю.

Согласно ФГОС в нашей школе внеурочная деятельность состоит из следующих направлений: Спортивно-оздоровительное направление. Оно представлено кружками «Расти здоровым», «Солдатушки - браво ребятушки», «Шахматы». Цель: укрепление здоровья, развитие двигательных способностей. Повышенная двигательная активность - биологическая потребность развивающегося организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, не только их физическое, но и общее развитие.

Программа кружка «Солдатушки - браво ребятушки» включает не только спортивно-оздоровительное содержание, но и основные пути развития гражданско- патриотического воспитания и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны. Работа данного кружка осуществляется в форме бесед, сообщений, тематических и спортивных праздников, просмотра видеофильмов, соревнований и др.
Общеинтеллектуальное направление представлено кружком «Шахматы» (руководитель Максимова Н. С.). Главной целью кружка «Шахматы» является развитие мышления младшего школьника от его наглядно – образного типа до комбинаторного, тактического и творческого. Формирование умений играть в шахматы вносит существенный вклад в воспитание культуры умственного труда, интеллектуальных способностей, произвольной памяти и внимания. Занятия шахматами– это интересная интеллектуальная игра, приносящая не только пользу, но и удовольствие ее участникам и зрителям.
Духовно- нравственное направление представлено кружками «Добрый мир», «Радостный мир», «Наши истоки».
». Данные кружки формируют верные представления о христианской системе ценностей, в которую гармонично включены понятия о культурном человеке, высоконравственной жизни, приверженности традициям крепкой и здоровой семьи, любви к Отечеству, гражданственности, об уважительном отношении к ближнему, бережном отношении к природе. Увлекательная деятельность педагога раскрывает перед младшими школьниками яркий спектр народной культуры, рождает эмоциональные реакции, чувство удивления и восторга красотой русского народного искусства в разных его проявлениях. Общеинтеллектуальное направление представлено кружками «Проектная деятельность ИКТ», «Лего», «Занимательный английский язык», «Веселый немецкий язык», «Изучаем край родной». Общекультурное направление представлено кружками «Волшебная кисточка», «Художественное конструирование и дизайн», «Все узнаю, все смогу», «Умелые ручки, серебряная нить», «В гостях у сказки», «Ритмика». Кружки данного направления включают в себя систему внеурочных занятий, которые формируют у детей осознание особой привлекательности характеристик любого объекта, понимание значимости данного объекта, развивают у детей воображение, мелкую моторику, эстетическое отношение к окружающему миру, вызывают эмоциональный отклик, воспитывают чуткое и бережное отношение к природе, прививают желание работать в коллективе, команде.

Занятия в кружке «Ритмика» способствуют физическому развитию детей и обогащают их духовно. Это гармоничное занятие привлекает и детей, и родителей. Ребенок, владеющий балетной осанкой, восхищает окружающих. Но ее формирование - процесс длительный, требующий многих качеств от детей. Дисциплинированность, трудолюбие и терпение - те свойства характера, которые необходимы не только в хореографическом классе, но и в быту. Чувство ответственности, так необходимое в жизни, двигает детей, занимающихся хореографией, вперед. Нельзя подвести рядом стоящего в танце, нельзя опоздать, потому что от тебя находятся в зависимости другие, нельзя не выучить, не выполнить, не доработать.

Социальное направление представлено кружком «Веселый светофор». Кружок «Веселый светофор» обеспечивают расширение знаний о правилах поведения в среде обитания, на дорогах и в транспорте. Эта задача осуществляется в процессе практической деятельности младших школьников на игровой площадке, моделирования жизненных ситуаций, возникающих на дорогах, театрализованных игр, где дети исполняют роли пешеходов, водителей, сотрудников ГИБДД..
Кружок «Художественное конструирование и дизайн», включает в себя систему внеурочных занятий, которые формируют у детей осознание особой привлекательности характеристик любого объекта, понимание значимости данного объекта. Система занятий построена на основе выделения необычных ситуаций, связанных с обсуждением и проходит в виде игры.
Занятия в кружке «Хореография» способствуют физическому развитию детей и обогащают их духовно. Это гармоничное занятие привлекает и детей, и родителей. Ребенок, владеющий балетной осанкой, восхищает окружающих. Но ее формирование - процесс длительный, требующий многих качеств от детей.
Дисциплинированность, трудолюбие и терпение - те свойства характера, которые необходимы не только в хореографическом классе, но и в быту.
Чувство ответственности, так необходимое в жизни, двигает детей, занимающихся хореографией, вперед. Нельзя подвести рядом стоящего в танце, нельзя опоздать, потому что от тебя находятся в зависимости другие, нельзя не выучить, не выполнить, не доработать.

Занятия в кружке «Волшебная кисточка» развивают у детей воображение, мелкую моторику, эстетическое отношение к окружающему миру, вызывают эмоциональный отклик, воспитывают чуткое и бережное отношение к природе, прививают желание работать в коллективе, команде.
Педагоги школы стараются сделать пребывание ребенка в школе наиболее комфортным, так как только при этом условии можно говорить об успешности образовательного процесса, укреплении эмоциональной сферы ребенка, сохранении и приумножении здоровья детей. Внеурочная деятельность тесно связана с основным образованием и является его логическим продолжением и неотъемлемой частью системы обучения, созданной в школе. Главным аспектом системы дополнительного образования является преемственность и взаимосвязь программ дополнительного образования с программами общеобразовательной средней школы, а это позволяет нам надеяться на то, что выпускник начальной школы научится заботиться о своей земле, о своей малой родине, любить и уважать её, гордиться ее историей, культурой, традициями, получит возможность определиться в предпрофильной подготовке на 2 ступени, развить в себе качества, требуемые временем: мобильность, гибкость, толерантность, творческие способности.